Чтобы
лучше понять, откуда взялись Gravediggaz и за что их любили и, чего
скрывать, любят и сейчас, копнем в историю хип-хопа и заглянем во
времена царствования знаменитого бруклинского проекта Stetasonic.
Начало 80-х. Хип-хоп сидит в глубоком андерграунде, но все же есть
люди, которые управляют прогрессом. Stetasonic в составе ди-джея Принца
Пола (Prince Paul, наст. имя Пол Хастон), главного вокалиста-рэппера
Daddy-O и трех других рэпперов Delite, DBC и Fruitkwon (a ka Fuquan)
оказались неподражаемыми как идейно, так и музыкально.
Stretasonic
была уникальной группой, которая с каждой новой работой закладывала
целое здание новых идей и знаний для их последователей. Они одними из
первых рэпперов своего времени широко использовали живые инструменты, и
вы представляете, какими насыщенными были их концертами! Их
революционное произведение "A.F.R.I.C.A." способствовало формированию
целого движения афроцентристов, яркими представителями которого позже
стали De La Soul и Jungle Brothers.Кроме того, наряду с Run DMC
Stetasonic были в первых рядах продвиженцев смеси рэпа и рока, которая
наиболее колоритно отразилась в их втором и самом известном альбоме "In
Full Gear", и по крайней мере на 2-3 года раньше других черных братьев
начали заниматься джаз-рэпом (песня "TalkinТ All That Jazz"). А в своем
третьем альбоме они открыто выступали против апартеида в
Южно-Африканской Республике (трек "Free South Africa"). Неудивительно,
что Stetasonic единственными из рэпперов были приглашены на лондонский
концерт, посвященный Нельсону Манделе.
Что
же случилось с этими воистину героическими личностями? Ничего
трагического, просто в 1990 году Daddy-O решил, что группа исчерпала
свой потенциал, и распустил Stetasonic после выпуска их финального
альбома "Blood, Sweat And No Tears", одним из продюсеров которого был
хорошо известный вам Норман Кук (в будущем Fatboy Slim). Вместе с
Prince Paul вскоре они, естественно, пошли нарасхват как ремикшеры и
продюсеры. Daddy-O работал с Queen Latifah, Mary J. Blige, Third World,
Nubian M.O.B., They Might Be Giants и даже с Red Hot Chili Peppers,
сочинял музыкальные ролики для рекламных компаний и в 1993 году
вернулся в рэп-индустрию с сольным альбомом "You Can Be Daddy, But
Never Daddy-O". Prince Paul же продюсировал все альбомы De LA Soul,
которые получили великолепные отзывы, занимался ремиксами и стал
подумывать о новых горизонтах для себя как рэппера. А в это время
идейный лидер Wu-Tang clan RZA уже держал в голове сумасшедшую
концепцию для одного из своих сайд-проектов. Надо сказать, что он был
большим поклонником ужастиков и тяжелой музыки, что вкупе с его
рэпперскими способностями родило в голове идею наложить брутальные
тексты на хип-хоповый бит с небольшим уклоном в готику. Для
осуществления столь необычного проекта, не имеющего до сих пор
каких-либо стоящих аналогов, и была собрана команда Gravediggaz
(название также было придумано RZA) в составе Prince Rakeem/RZA
(Роберта Диггса), получившего внутри новой группы прозвище Rzarector,
Too Poetic (Энтони Беркели), сократившего свое имя до Poetic, а потом и
вовсе ставшего Grym Reaper, Prince Paul/Dr. Strange/The Undertaker и
его бывшего коллеги по Stetasonic Fruitkwon (Арнольда Гамильтона),
ставшего Gatekeeper.
Как
же они нашли друг друга? Fruitkwon не был знаком с RZA и Too Poetic, а
те соответственно друг с другом. Too Poetic выпустил к тому моменту
одноименный сольный диск и создал вместе с братом Brainstorm рэп-группу
THE BROTHERS GRYM (кстати, "GRYM" - это акроним, который
расшифровывается как "Ghetto Repaired Young Mind"). Их приметил Prince
Paul и захотел "забрать" на свой лейбл Dew Doo Man Records. В это же
время Пол работал и с Принцем Ракимом, то есть с RZA. После того, как
компания Dew Doo Man Records разорилась, Пол оказался не у дел и стал
крестным отцом "могильщиков" из Gravediggaz. Дебютный альбом группы
"Six Feet Deep" (или "Niggamortis", как он был назван в Европе) с
синглами " Diary Of A Madman", " Nowhere To Run, Nowhere To Hide" и
"1-800 Suicide", выпущенными на Gee Street Records, динамитом
разорвался на рэп-сцене и научил многих сынов и дочерей гетто не
бояться всего, чего они не в силах понять, родив стиль названный
"хорроркором" (смесь хардкор-гангста-рэпа и хэви-метал). Prince Paul
продюсировал большинство треков на альбоме и, похоже, был для остальных
отцом родным, а Rzarector, Gryp Reaper и Gatekeeper готовы были съесть
микрофон, наводя ужас сумасшедшими чернушными текстами песен
Gravediggaz.
Благодаря совместным с Wu-Tang clan гастролям по
Штатам у группы мгновенно появилось много поклонников, а критики
окрестили "Six Feet Deep" классикой рэпа. В то время, как Prince Paul
продолжал продюсировать на стороне и выпустил в 1996 году сольник
"Psychoanalysis (What Is It?)", а RZA не вылезал из своего клана,
появился любопытный проект "Tricky vs. Gravediggaz - The Hell EP", где
Трики обработал некоторые вещи Gravediggaz. Люди чуть было не поставили
крест на своем увлечении Gravediggaz, но в 1997 году (сразу после того,
как Wu-Tang clan потряс рэп-сцену своим суперальбомом "Wu-Tang
Forever") "могильщики" вернулись в большой рэп со своим вторым диском
"The Pick, The Sickle & The Shovel" ("Крюк, серп и лопата"). На
этот раз название работы вряд ли характеризовало содержание их песен.
По каким-то неизвестным причинам Prince Paul отказался продюсировать
альбом и ограничился лишь "outro". Напротив, катастрофически возросла
роль RZA, который вместе с двумя другими продюсерами Wu-Tang clan N Tru
Master и 4th Disciple стоял за всеми треками второго детища
Gravediggaz, записанного в двух студиях (Нью-Йорка и Лос-Анджелеса).
Не
мудрено, что группа не сумела удержаться на прежних позициях,
завоеванных страшилками "Six Feet Deep", и скатилась до привычного
звучания Wu-Tang, т.е. превратилась в еще один сайд-проект RZA. Однако,
забывая о стилистических трансформациях, нужно отметить, что "The Pick,
The Sickle & The Shovel" - это вполне достойный семейки Wu-Tang
альбомчик. Искусства от руки рисовать самые живые картины реальной
жизни американского урбанизированного общества и в доходчивой форме
доводить их до слушателя четверке из Gravediggaz не занимать - они
многоопытны и прочувствовали всю грязь и несправедливость жизни на
своей шкуре. В "Dangerous Mindz" они говорят, что самую большую
опасность в гетто представляют развитый ум талантливого человека,
который не может себя выразить в добрых целях, и его используют для
черных дел. "Twelve Jewels" и "Unexplained" учат, как выжить негру в
этом дерьмовом мире. "The Night The Earth Cried" копает гораздо глубже,
затрагивая глобальные проблемы всей планеты. А такие треки, как "Never
Gonna Come Back", "Elimination Process" и "Fairytalez", демонстрируют
истинную зрелость мышления черного человека и поднимают творчество
группы еще как минимум на один уровень выше. Так что вопросов, "в какую
сторону произошли изменения", в принципе, возникать не должно было. Но
как все стороннее, Gravediggaz когда-то должны были наскучить или по
крайней мере оказаться в тягость такому деятельному типу, как Prince
Paul. И уже в конце 1997 года он заявил о возможном уходе из группы и
что Fruitkwon с Poetic должны научиться самостоятельности. RZA, как
основному продюсеру всех проектов своего клана, пришлось попотеть с тех
пор.
В 1998 году вышло около десятка сборных альбомов с
участием Wu-Tang clan, и, конечно же, стоит отметить его смелый
экспериментальный сольник "RZA As Bobby Digital In Stereo", в котором
Bobby Digital предстал перед публикой эдаким супер-би-боем нашего
времени, превратившись из "аналогового" нигера в "цифрового"
(дигитального). Кроме того, упомянем и о втором сольнике Prince Paul
"Prince Among Thieves", который также вышел в прошлом году. А сейчас
Пол вместе с другим матерым продюсером Automator (он же Dr. Octagon)
заканчивает работу сразу над двумя проектами. В первом будут
задействованы Mike D (Beastie Boys), Brand Nubian и El-P (Company
Flow). Этот альбом носит сейчас рабочее название "So How's Your Girl?"
и представляет из себя стыковку рэпперов и некоторых альтернативных
рок-музыкантов. Второй проект называется The Good, The Bad and the
Ugly, и над ним они работают вместе с Майком Симпсоном..